Зачем компаниям NFT: невзаимозаменяемый опыт для бизнеса и ивентов
В 2021 году NFT (non-fungible token — невзаимозаменяемый токен) буквально взорвал цифровую индустрию. Контент-мейкеры получили выгодный и надёжный способ заработка на своём творчестве. А бренды быстро поняли, что NFT — это не только отличная возможность для PR и хайпа, но и перспективный инструмент для выхода на глобальные рынки, создания цифрового комьюнити и продажи своих товаров и услуг.
Рассказываем, что из себя представляет NFT, в чём его преимущества и почему эту технологию будущего уже сейчас стоит осваивать не только брендам и коллекционерам, но и ивент-агентствам. Статья будет объемной. И прежде чем мы подойдем к ивент-составляющей, разложим все по полочкам, чтобы не осталось вопросов.
Содержание
1. Что такое Web 3.0
2. Что такое блокчейн и токен
3. Преимущества NFT
4. Как создать и продать NFT
5. Зачем брендам NFT
6. NFT и ивент
7. Будущее NFT
Что такое Web 3.0
В начале своего развития интернет представлял из себя каталог статичных веб-страниц с текстом и примитивным дизайном. Пользователи могли лишь читать тот контент, который загружали создатели сайтов. Эта концепция позже будет названа Web 1.0.
Примерно с 2004 года интернет начал стремительно эволюционировать. Концепция Web 2.0 привнесла интерактивность, автоматизацию и алгоритмы, рекомендующие нам контент. Распространение мобильного интернета, облачных сервисов и соцсетей позволило IT-гигантам захватить рынок. Пользователи начали обмениваться сообщениями и файлами, создавать свой контент, использовать удобные сервисы и приложения. Корпорации же начали собирать информацию о пользователях. Причём не только для развития собственных технологий, но и для продажи данных рекламодателям.
Сегодня мы стоим на пороге новой эпохи — интернета на блокчейне (blockchain) или Web 3.0.
Его основные отличия:
- Децентрализация. Данные будут храниться не на серверах крупных компаний, а распределяться между устройствами пользователей. Это позволит сделать сеть более устойчивой, свободной, приватной и ориентированной на пользователя.
- Пользователи станут полноправными владельцами собственного или приобретённого контента, а также своих персональных данных.
- Искусственный интеллект, машинное обучение и метавселенные выйдут на новый уровень производительности и персонализации пользовательского опыта.
Что такое блокчейн и токен
Преимущества NFT
NFT позволяет подтвердить уникальность цифрового объекта и определить его автора и владельца в рамках блокчейн-платформы. Создателям цифрового контента это открывает двери для монетизации своего творчества.
Коллекционеры и селебы охотятся за персонажами в виде рисованных обезьян Bored Apes Yacht Club или пиксельных панков Crypto Punks.
Ценители искусства и инвесторы готовы выкладывать $69,3 млн за картину графического дизайнера Майка Винкельманна «Первые 5000 дней» или $2,9 млн за первый твит генерального директора Twitter Джека Дорси.
Источник: liveauctioneers.com
Как создать и продать NFT
Создать свой NFT может любой желающий. Для этого нужно обзавестись криптовалютным кошельком и выпустить токен на OpenSea, Rarible или подобных площадках. Иногда там бывают комиссии. Цифровой объект, к которому будет привязан токен, можно загрузить на площадку. Там же есть возможность выставить объект на продажу по желаемой цене. Когда найдётся покупатель, система выдаст ему цифровой сертификат, а продавцу автоматически переведёт криптовалюту.
При этом все операции по продаже NFT происходят с помощью смарт-контрактов — безопасных протоколов в системе блокчейна, где прописываются нюансы сделки, возможности для перепродажи и дальнейшего использования цифровых объектов.
Часто авторы разрешают брендам использовать NFT в коммерческих целях — в рекламе или мерче. NFT можно раздавать бесплатно. Этим также часто пользуются бренды и организаторы ивентов для привлечения внимания к рекламным кампаниям и мероприятиям. В дальнейшем бренды позволяют обменивать эти NFT на товары, услуги или бонусы.
Зачем брендам NFT
1. Adidas Ozworld
Спортивный бренд готовится представить свою метавселенную Ozworld в честь выхода новой коллекции одноименных кроссовок.
2. Starbucks Odyssey
Сеть кофеен запустила программу лояльности, в рамках которой было выпущено 2000 NFT.
3. Louis: The Game
В ней игрок управляет персонажем Vivienne и находит NFT-карточки, параллельно знакомясь с историей бренда и жизнью Луи Виттона. Игру скачали более 2 млн раз.
Бренды стали чаще экспериментировать с NFT по нескольким причинам:
- надёжный способ закрепить за собой право владения на любой цифровой актив;
- возможность лучше отслеживать пользовательский опыт, ведь все действия с NFT записываются и их невозможно подделать;
- роялти NFT, записанные в смарт-контракте позволяют авторам получать деньги с вторичных продаж без посредников;
- NFT предоставляет брендам простой и эффективный выход на глобальный рынок;
- создание метавселенных с NFT внутри них для презентаций и продажи продуктов, интерактивного взаимодействия и не только;
- продуктовая интеграция в игры;
- раздача мерча, сувенирной продукции, брендированных креативов, бонусов, купонов, кодов и других цифровых призов клиентам.
NFT и ивент
В прошлом году компания YellowHeart представила метавселенную для проведения виртуальных концертов. С её помощью участники могут приобретать NFT-билеты, цифровой мерч, а также взаимодействовать между собой. NFT-билеты проще приобрести, нельзя потерять и почти невозможно подделать. Также технология позволяет избежать завышенных цен и заработать на перепродаже билетов. Выручка от продажи каждого билета автоматически распределяется между всеми участниками и организаторами мероприятия на тех условиях, которые записаны в смарт-контракте.
Подобную механику опробовал в этом году американский фестиваль NFT-искусства и музыки Afterparty.
Организаторы выпустили 1500 NFT Utopian, владельцы которых получили доступ на фестиваль в течении 5 лет, возможность попасть в специальные зоны и другие преимущества. А российская NFT-галерея 2MRW провела выставку LOOK 3.0, на которой были представлены работы 25 цифровых художников.
- доступ к онлайн-активностям и дополнительному контенту, а также активация интерактивных зон на мероприятиях;
- перенос своих работ в digital-пространство с помощью NFT и более тесное взаимодействие с аудиторией на традиционных выставках и конференциях;
- цифровой паспорт для будущих ивентов в метавселенных;
- приобретение напитков, сувениров или мерча.